Доверь специалистам Звоните с 9.00 до 21.00
Навигация

Заявка на обратный звонок

Оставьте ваши контактные данные, и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время!

Воссоздание памятников архитектуры

Воссоздание памятников архитектуры — это проблема воссоздания утраченных памятников не первый год является предметом жарких споров специалистов. наряду пусть со спорными, но безусловно удачными объектами, как Михайловский или успенский, — восстановление, как имитация золотых ворот или церкви у большинства специалистов вызывает негативную оценку. Идея воссоздания Десятинной церкви, обсуждаемая в последнее время, также многим представляется весьма спорной.

Воссоздание памятников архитектурыПоэтому мы обратились к ведущим ученым, авторам многих научных трудов, специалистам в области древнерусского зодчества, докторам искусствоведения — Юрию Сергеевичу Асеева и Григорию Никоновичу Логвина — чтобы услышать их мнение о проблеме воссоздания Десятинной и других сооружений древнерусского зодчества.

«О том, какой была Десятинная церковь, исследователями высказано много мнений, однако и до сих пор все реконструкции ее первоначального вида остаются гипотетичными. Ни одна постройка времен Киевской Руси так тщательно не исследовалась, как Десятинная, но руины, оставшиеся после того, как 6 декабря 1240 г. татары стенобитными орудиями разрушили памятник, не дают достаточно данных о его первоначальной архитектуре».

«По проекту Стасова она была построена в «Русско-византийском» стиле, как его тогда понимали. Новое здание заняло лишь около 2/3 части древнего храма, а уцелевшие его части были сломаны. Стасовская церковь, построенная в 1828-42 гг., ничего общего не имела с архитектурой древнего памятника. О Десятинной церкви писали все исследователи Киева, а Николай Закревский, критикуя постройку Стасова, которая никак не гармонировала с прекрасной Андреевской церковью, писал, что лучше было б сохранить исторические руины древнего храма». Ю. Асеев.

Юрий Сергеевич, можно ли восстанавливать утраченные архитектурные исторические памятники, если не хватает точных данных?

Нельзя. Ни в коем случае. В смысле обоснованных данных. Возможна консервация и сохранение памятников. Тут уж дело будет заключаться в том, насколько изучена архитектура этого времени, история, имеются ли аналоги памятника. Ну, например, Богородица Пирогощая. Да тут и Кирилловская церковь в Киеве, и соборы Переяслава, Канева и Чернигова. Много исторических культурных памятников было, которые дают возможность всё обосновать логически.

Воссоздание памятников архитектуры

А вот можно ли сейчас воссоздание Десятиной?

Я затрудняюсь дать категорический ответ на этот вопрос: стоит или не стоит воссоздавать здание. Мне кажется, что восстановление Десятинной церкви весьма дело сложное. При восстановлении Успенского собора Лавры и Михайловского Златоверхого использовали фотографии и обмеры. В случае с Десятинной такой возможности нет.

Думаю, что все-таки сначала надо сделать макет застройки. И посмотреть на этот памятник не по графической реконструкции, а по объемной. После чего только начать обсуждение возможности его восстановления. Вот тогда можно увидеть, впишется ли храм в историческую застройку и т.д. А сделать архитектурный проект и хороший макет, ну, это не вредит никогда. С этого начинается воссоздание памятников архитектуры.

По макету Д. Мазюкевич, в создании которого принимал участие Б. Рыбаков и другие исследователи, видно, что Десятинная церковь играла композиционную роль всего строения древнего Киева — «города Владимира». Это было, может быть, не так, как древний Софийский собор, который построили одновременно с решением всех композиционных и архитектурных вопросов «города Ярослава».

Во всяком случае, формы Десятинной церкви хорошо связывались с древнерусской застройкой. Сейчас можно сделать подобный макет современной застройки и посмотреть на культовое здание в одном и том же масштабе с Андреевской, историческим музеем, со зданиями вокруг. Ну, вот, собственно говоря, две проблемы.

Воссоздание памятников архитектурыПервая, это недостаточность наших знаний, данных, а только лишь предположения об её архитектурных формах вообще. И второе, сочетание её объёма с современной застройкой.Может существовать ещё одна проблема, когда происходит воссоздание памятников архитектуры. Чтобы церковь не смотрелась макетом в натуральную величину, необходимо, чтобы над отдельными деталями, декором, интерьером поработали реставраторы.

Огромнейшая работа и очень сложная. И не всегда она, так сказать, и бывает вероятна.
Вот в Пирогощей, например, мне не нравится цвет и фактура стен. Но по-другому сделать было нельзя, потому что использовались современные строительные материалы.

Реально ли сейчас осуществить реставрацию росписи, например, в Михайловском Златоверхом соборе, которые сымитируют XII век, как Вы думаете?

Ремонт частных домов в Одессе

В Михайловском будут всё-таки копии, а оригиналы будут храниться в музее в Софии. Так, как они и есть. А копия даёт возможность и точного воспроизведения и каких-то отходов. Прахов же делал интерьер Кирилловской церковки. И как получилось! Я очень люблю её. Одно «Сошествие Святого Духа», это ж вещь! Или Богородица. С моей точки зрения Богоматерь Врубеля в Кирилловской церкви можно поставить в один ряд с Сикстинской Мадонной Рафаэля. Это бесспорно одно из самых выдающихся произведений мировой живописи.

Что Вам хотелось бы видеть в воссозданных памятниках архитектуры, восстановленных храмах: музей или действующее культовое помещение?

Музеев не наберёшь столько. Пожалуй, это не так будет существенно. В наше время вполне резонна здесь действующее культовое помещение. Для музея вряд ли есть у нас возможности и материальные, и какие бы то ни было. Тут без храма, пожалуй, и не обойдёшься.

И потом, если уж всё-таки восстанавливается религия, ну, и пускай себе будет религиозное сооружение. Но в действующее превращать, например, Софию нельзя, потому что София всё-таки сейчас у нас экспонируется как музей. Вряд ли целесообразно это делать и в ряде других памятников архитектуры.

Как на Ваш взгляд будет обстоять дело с воссозданием памятников архитектуры гражданского зодчества?

Смотря, каких и смотря, где. Ну, в общем, конечно, это всё возможно. Думаю, что в большинстве случаев, если восстанавливается храм, то он храмом может и быть. А если реставрировать ротонду или дворец… Он, конечно, не дворцом будет, а будет музеем.

Но сможем ли мы осуществить финансирование такого музея?

Графическая (объемная) реставрация и проект воссоздания — суть разные вещи.

Юрий Сергеевич, а Вы знаете, что в прессе были ссылки на Ваш проект воссоздания Десятинной?

Вполне возможно. Мои графические реконструкции архитектурных памятников и в том числе Десятинного памятника известны. Их можно найти во многих книгах. И не только мои.

Воссоздание интерьера старого дома в Одессе

Вот, например, в юбилейном издании «Церква Богородиц! Десятина в Киев”, которое посвящено 1000-летию освящения этой церковки, с полдесятка ее графических реконструкций разных авторов. На мой взгляд, довольно интересен проект реконструкции, как воссоздание памятников архитектуры Реутова.
Что касается проекта, то я никакого проекта воссоздания Десятинной, конечно же, не составлял. Наверное, подразумевалось, что для этого проекта выбрали мою графическую реконструкцию. Интересно, я об этом не читал.

В последнее время, действительно, многих интересует Десятинная. Ко мне часто приходят за консультациями, мы подолгу беседуем. Всегда рад поделиться своими мыслями и быть историческим научным консультантом по архитектуре.

Сейчас можно услышать высказывания против воссоздания памятников архитектуры вообще. В том числе поддается критике реконструкция черниговской Пятницкой церковки, где документальной считают только уцелевшую часть здания. Существует мнение, что более целесообразным является сохранение руин, культурного слоя, чем надстройка или воссоздание.

Воссоздание памятников архитектурыСмотря где. Мы действительно имеем отрицательный пример воссоздания Золотых ворот. Испорчено там всё! Там надо было оставить вот так, как оно дошло до наших дней. Что касается восстановления Петром Дмитриевичем Пятницкой, — она настолько документальна и настолько логична.

Я помню разговор с Алексеем Викторовичем Щусевым в один из его приездов в древний Киев. Я его просил рассказать, как он воссоздавал здание храма Василия в Овруче. Он говорил, что многое было не ясно, поскольку того, что открылось в Пятницкой, он ещё не знал. И считал это очень важным и большим открытием. А храм Василия сделал так, как обычно это делалось в древнерусских храмах. Кстати сказать, здорово сделано всё-таки, великолепно. Ну, Щусев есть Щусев, тут ничего не скажешь.

То есть всё зависит от конкретного случая?

Да, да.

Зачем же тогда восстановили Золотые ворота?

Ну, пришла кому-то в голову мысль, киевскому начальству, вот они и восстановили. Я сразу говорил о том, что это не очень логично. Строят же сейчас современные церкви, внося в их архитектуру элементы, связывающие ее с древней Русью. И воссоздание памятников архитектуры.

Проектирование офисного центра в Одессе

А у Дмитра Дяченко в Голосеевской академии очень хорошо получилось, когда он барочные формы дал в современной архитектуре. Вот пример удачного решения проблемы архитектурного наследия.

Как Вы считаете, в строительстве современных церквей присутствует поиск новых стилевых черт, созвучных нашему времени?

То есть строительство новых культовых сооружений современной архитектуры? Это то же самое, что и изображение святых в современных одеждах. Всё-таки одежды есть одежды, и храм есть храм. Понимаете? Она должна, конечно, исходить из церковных традиций. И так всегда было в какой-то степени. А к какому стилю обращаться, это в зависимости уже и от конфессии.

То есть люди, строящие культовое сооружение, должны руководствоваться тем, чтобы она отвечала их традициям, их условиям. Это вполне естественно. Сейчас в очередной раз поднимают вопрос об украинском языке. Но ведь архитектура, это то же самое! Мы с Вами говорим, конечно, не так, как говорили в XVII веке. И нас ждёт воссоздание памятников архитектуры. Главная